СССР
"Грязный нацистский бизнес: корпоративные сделки с нацистской Германией"
"ЮЭ ньюс" (печатный орган Объединенного профсоюза рабочих электро-, радио- и машиностроения США) - 2000, №12.
(Эта статья написана редактором "ЮЭ ньюс" П. Джилмором. Исследования и консультации проведены директором Отдела исследований Л.Франк и архивариусом Д.Розенбергом. Значительная часть статьи основывается на репортаже отставного редактора "ЮЭ ньюс" Дж.Лернера, который освещал суд по делу о тайном сговоре "GE-Крупп").
Сегодня, когда мощь корпораций еще больше возросла благодаря глобальной экономике и международным торговым соглашениям, стоит поразмыслить о поведении "американских" корпораций в то время, когда фашизм угрожал погрузить мир в античеловеческую бездну. Опыт 60-летней давности служит убедительным напоминанием о корпоративной власти и жадности, которые пересекают национальные границы или игнорируют патриотические чувства.
Рассказывая о сделках "большой автомобильной тройки" с нацистской Германией, Б. Снэлл писал: "Эти фирмы обладали определенной экономической и политической мощью для воздействия на правительственные отношения как внутри этих стран, так и между этими странами, чтобы максимизировать корпоративные глобальные прибыли. Короче говоря, они были частными правительствами, неподотчетными гражданам ни одной страны, и, тем не менее, оказывающими огромное влияние на дело войны и мира в мире".
Привлечение корпоративной власти к ответу остается задачей всех граждан мира сегодня.
1946 год: Не первый и не последний раз гигантская компания "Дженерал Электрик" (GE) оказалась в федеральном суде по обвинению в нарушении антитрестовского закона. Правительство США обвинило GE и одного из ее компаньонов в сговоре с целью монополизации рынка, поднятия цен и вытеснения конкурентов.
Но это было неординарное антитрестовское дело. В первый послевоенный год GE предстала перед судом по обвинению в тайном сговоре с главной германской фирмой по производству вооружений "Крупп". Их партнерство искусственно подняло стоимость оборонных приготовлений США. В то же время оно помогало Гитлеру субсидировать перевооружение Германии. Сотрудничество между ними продолжалось даже после вторжения нацистских танков в Польшу.
GE не была одинокой в мире большого бизнеса США в деле заключения сердечных и прибыльных соглашений с корпорациями нацистской Германии. "Кодак", "Дюпон" и "Шелл Ойл" также известны дружественными деловыми отношениями с Германией. Благодаря недавним выплатам репараций, подобная деятельность компаний "Дженерал моторс" (GM) и "Форд" наиболее широко известна. И эти случаи поучительны.
Когда в 1939 г. разразилась война, GM и "Форд" с помощью дочерних предприятий контролировали 70% немецкого авторынка. Те компании "быстро переоснастили производство с тем, чтобы стать поставщиками боевой техники для армии Германии", - пишет М. Доббс в "Вашингтон Пост".
"Когда американские солдаты в июне 1944 г. вторглись в Европу на джипах, грузовиках и танках, произведенных "большой автомобильной тройкой" в результате осуществления одной из крупнейших, когда-либо реализованных военных программ, - отмечает Доббс, - они были неприятно удивлены тем, что противник также передвигается на грузовиках "Форд" и "Опель", изготовленных на 100-процентных дочерних предприятиях, принадлежащих GM, и летает на самолетах, построенных компанией "Опель".
Главные производители автомобилей в США (включая "Крайслер") учредили многонациональные операции еще в 1920-е и 1930-е гг., расположив заводы в Германии, Восточной Европе и Японии.
Друг фюрера
Печально известный антисемит Генри Форд создал своего рода общество взаимного восхищения с Адольфом Гитлером. Германский диктатор восторженно аплодировал американскому серийному производству. "Я рассматриваю Генри Форда, как мое вдохновение", - заявил Гитлер, который всегда держал портрет этого американского промышленника в натуральную величину над своим столом. В 1938 г. Форд принял наивысшую награду, которой нацистская Германия могла награждать иностранца, Большой Крест Германского Орла.
Форд сыграл определенную роль в наращивании военной мощи нацистской Германии до войны. Армейская разведка США сообщала, что "настоящей целью" завода по сборке грузовиков, открытого в Берлине в 1938 г., было производство "военных транспортных средств для вермахта".
Один старший чиновник GM также получил медаль от Гитлера, видимо, за предоставленные и будущие заслуги. Втягивание GM в Германию началось в 1935 г., после открытия завода грузовиков возле Берлина. Через несколько лет грузовики, произведенные на этом заводе, станут частью немецких армейских конвоев, которые с грохотом пройдут через Польшу, Францию и Советский Союз.
После оккупации немцами Чехословакии в 1939 г. председатель GM А.П. Слоан сказал, что поведение нацистов "не должно рассматриваться как дело управляющих "Дженерал моторс". Завод GM в Германии был очень прибыльным. "Мы не имеем права прекращать работу на этом предприятии", - заявил Слоан.
Грузовики для тирании
GM и "Форд" были жизненными компонентами нацистских военных усилий. Немецкий "Форд" был вторым крупнейшим производителем грузовиков для нацистской военщины. Заводы GM строили тысячи бомбардировщиков и реактивных ускорительных систем для истребителей "Люфтваффе". В то же время они обогащались за счет производства авиамоторов для Воздушного корпуса Армии США.
"Внезапное начало войны в сентябре 1939 г. привело к полному переключению заводов GM и "Форд" в странах оси на производство самолетов и грузовиков", - отмечалось в докладе юридического комитета Сената США в 1974 г. - В общей сложности дочерние предприятия GM и "Форд" построили приблизительно 90% бронированных 3-тонных полугрузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха. Эти средства передвижения, в соответствии с донесениями американской разведки, служили "основой транспортной системы немецкой армии"".
"Дженерал моторс" была намного более важной для нацистской военной машины, чем Швейцария, - говорит исследователь Б. Снэлл. - Швейцария была только хранилищем награбленных фондов, в то время как GM была интегральной частью военных усилий Германии. Нацисты могли бы вторгнуться Польшу и Россию без Швейцарии. Но они не могли бы сделать это без GM".
Идти дальше
Чиновники компании утверждали, что правительство Гитлера приняло на себя управление их немецкими заводами и что они "потеряли контроль" за ситуацией. Но документы, обнаруженные в немецких и американских архивах, показывают, что в некоторых случаях американские менеджеры как "Форд", так и GM продолжали перевод тех заводов на военное производство.
"Когда американские солдаты освободили заводы Форда" в Кельне и Берлине, они нашли бедных иностранных работников за колючей проволокой и документы компании, превозносящие 'гений Фюрера'", - пишет М. Доббс.
После войны как GM, так и "Форд" нагло потребовали возмещения убытков от правительства США за повреждения их заводов в Германии, вызванные бомбежками авиации союзников. В 1967 г. GM получил компенсацию в размере 33 млн. долл. от правительства США за бомбежки завода "Руссельхейм".
Ранний глобализм GE
По сравнению с компаниями "Форд" и GM, втягивание GE в сотрудничество с нацистской Германией представляется менее откровенным и обширным, чем этих автомобилестроителей. Но, тем не менее, оно является поучительным, так как показывает комплексное родство GE с "Третьим Рейхом".
Еще в 1904 г. GE начала объединять силы с главными иностранными "конкурентами", чтобы разделить мировые рынки критических товаров и технологий. В том же году GE заключила соглашение с AEG. В следующем году GE года установила отношения с "Токио Электрик". Ранний альянс GE с немецкими фирмами был только временно разорван первой мировой войной. GE приобрела 16% акций AEG и ввела 4 своих представителей в правление AEG. GE также получила долю в другой большой электротехнической компании "Сименс".
Соглашения GE о патентах и ее обладание меньшинством акций немецких и японских корпораций защитили внутренний рынок GE и в то же время открыли ей доступ на иностранные рынки.
Именно сговор GE с немецкой стальной компанией "Крупп" оказал воздействие на военные усилия США и привел ее в Нью-Йоркский суд.
Как GE, так и "Крупп", имели патенты на вольфрамовый карбид, твердый металлический состав, который высоко ценится за использование в режущих штампах и при обработке металла резанием. Ни один патент компании не был достаточным для того, чтобы установить монополию. Но совместно они могли влиять на мировой рынок.
Переговоры между GE и "Крупп" начались в апреле 1928 г. Представитель GE заявил, что готовность его компании войти в новое дело зависит от того, "в какой мере они смогут преодолеть конкуренцию". Через 8 месяцев они заключили соглашение, давшее право GE фиксировать цены. GE учредила дочернее предприятие "Карболой" для управления этим бизнесом.
Незамедлительно цена вольфрамового карбида поднялась с 48 до 453 долл. за фунт.
GE использовала это соглашение для того, чтобы причинить вред или выкупить долю внутренних конкурентов. Когда глава компании "Америкэн Каттинг Эллойс" обратился с просьбой к GE оставить ее в бизнесе, представитель GE сказал ему: "Мне кажется очевидным, что ситуация на американском рынке будет лучше, когда на нем будет пять поставщиков карбида, чем шесть".
GE в своем договоре с "Крупп" согласилась продавать вольфрамовый карбид (также известный как карболой) только в западном полушарии и платить авторские гонорары "Крупп". Владелец этой компании Густав Крупп был главным корпоративным сторонником Адольфа Гитлера. Как до, так и после прихода Гитлера к власти авторские гонорары GE косвенно субсидировали нацистов.
В 1935 г., когда правительство США начало оборонные приготовления, вольфрамовый карбид (по ценам GE) был признан слишком дорогим.
Согласие защищать нацистов
11 декабря 1939 г. (через 9 недель после нападения Гитлера на Польшу), представитель "Интернэшнл GE" телеграфировал из Берлина официальному чиновнику GE д-ру З. Джэффризу: "Наши друзья в "Oсрэм" [немецкая компания осветительной аппаратуры, связанная с GE] информировали меня вчера, что Крупп был бы заинтересован в капитализации авторских гонораров, получаемых теперь от "Карболой"... В связи с этим д-р Луис (официальный представитель "Крупп") хочет встретиться со мной в Цюрихе, где мы оба должны быть на следующей неделе. Они весьма заинтересованы, чтобы имя Круппа не употреблялось в переписке, особенно в телеграммах, которые могут попасть в ненужные руки, и, таким образом, я должен обращаться к ним в будущем или как к европейскому лицензиару в соответствии с контрактом "Карболой", или просто, как к д-ру Луису ...".
""Неподходящими руками" могли бы быть или правительство США, или правительства Европы, атакованные Гитлером", - сообщала газета "UE NEWS" в 1948 г. в статье "GE согласилась защищать нацистов".
"В 1940 г., когда американские оборонительные усилия были в полном разгаре, GE все еще сообщала нацистским представителям, перебравшимся в Цюрих в Швейцарии, сколько вольфрамового карбида использовалось в США. GE выплачивала авторские гонорары нацистам за каждый фунт, используемый здесь. Это были деньги для гитлеровского военного сундука".
Другими словами, Гитлер получал 12 фунтов вольфрамового карбида за такую же цену, какую правительство США платило за 1 фунт. За каждый фунт материала, проданный в США, Гитлер с помощью Круппа получал авторские гонорары, которые шли на покупку военного снаряжения.
В 1940 г., когда Европа находилась в состоянии войны, Крупп договорился о получении авторских гонораров от GE через швейцарского посредника.
Банкротство
В августе 1940 г., приблизительно через год после нападения Гитлера на Польшу, GE добивалась возобновления своего монопольного соглашения с "Крупп". Но сделка "GE-Крупп" подошла к концу в результате судебного процесса и эмбарго, наложенного правительством США на перевозку денег нацистам.
Компания "Ферс Стерлинг Стил", стремившаяся продавать токарные заготовки для артиллерийских снарядов армии США, вступила в конфликт с GE по вопросу уровня цены и подала жалобу в Министерство юстиции США.
В сентябре 1940 г. "ЮЭ ньюс" сообщала, что два федеральных антитрестовских обвинительных дела были возбуждены против GE и "Крупп". Они обвинялись в тайном заговоре, чтобы поддерживать всемирную монополию в производстве и продаже вольфрамового карбида. Однако вступление США во вторую мировую войну прервало это дело.
"Принципиальное узкое место"
Тем временем, подкомиссия Комиссии Сената по военным делам по вполне понятным причинам рассмотрела вопрос о том, как международные картели препятствовали антифашистским военным усилиям. Подкомиссия Сената выдвинула обвинение, что соглашение "GE-Крупп" создало критический дефицит в производстве вольфрамового карбида. "В отличие от ситуации в Германии, нехватка этого существенного материала в этой стране сейчас печально известна", - заявил специальный помощник министра юстиции Дж.Г. Левин. "Потребность производить его, переоснастить наши предприятия для него, и обучить рабочих использованию таких инструментальных средств привела к созданию одного из главных узких мест в нашей производственной программе".
В стране недоставало вольфрамового карбида для удовлетворения военных надобностей. И не было других независимых производителей - GE убрал их.
Суд возобновился 26 января 1947 г. в Нью-Йорке. Обвиняемыми были вице-президент GE З. Джэффриз, президент "Карболой" У.Г. Роббинс и бывший торговый менеджер GE У.М. Стирнз. Густав Крупп, удерживаемый как военный преступник в Германии, не присутствовал на суде, хотя тоже был обвинен.
Ирония состояла в том, что Джэффриз обвинил лидеров Объединенного профсоюза электриков в том, что они "преследуют антиамериканское цели" и имеют высокие заработки.
Обвинительные документы
На ходе суда по делу GE следователи мучительно боролись за введение в дело немецких документов, захваченных американскими военными. В одном таком документе, обвиняющем GE, приводились слова заговорщика У. Стерна, сказавшего немцам, что, несмотря на то, что GE намерена устанавливать фиксированные цены, "это никогда не должно отражаться в контракте непосредственно или в любой переписке, которая могла бы поступить в файлы GE".
Суд также заслушал показания свидетелей американских компаний, подвергавшихся давлению GE не покупать у конкурентов. Президент одной из таких компаний - "Юнион Вайер Дай" - свидетельствовал о том, что д-р Джэффриз предупредил его: "Мы должны либо выкупить вашу долю, либо сломать вас".
Должностные лица GE и дочерних предприятий были признаны виновными по пяти пунктам в криминальном сговоре с Ф.Круппом из "A.G. of Essen", Германия.
Суммируя мнение по одному из 5 пунктов, судья Дж.C. Kнокс заявил: "Конкуренты исключались посредством покупки и бойкота, цены на не имеющие патентов продукты были фиксированными, будущие патентные права принудительно складывались в пул, мировые рынки были разделены, и в ряде случаев устанавливались твердые цены, выходящие за границы любой заявленной патентной защиты...".
В заключение судья Кнокс сказал: "Ответчики стали на путь незаконной монополизации".
Щелканье наручниками
Однако суд отклонил прошение Министерства юстиции о тяжелых наказаниях, включая тюремное заключение. Стернз и Джэффриз были оштрафованы на 2500 долл. каждый, а Роббинс - на 1000 долл. GE и "Карболой" оштрафовали на 20000 долл. каждую, а "Интернэшнл GE" - только на 10000 долл., несмотря на то, что прибыль GE, полученная посредством сговора с "Крупп", наверняка вылилась во много миллионов долларов.
Только в 1935 г. и 1936 г. дочернее предприятие GE "Карболой" получило доход 694000 долл.
Ирония судьбы состоит в том, что отчеты о суде и осуждении были похоронены или игнорировались множеством газет, в то время, как обвинения GE членов профсоюза электриков, занятых на атомных энергокомплексах, в том, что они представляют собой потенциальные риски безопасности, были помещены на первой странице. "ЮЭ ньюс" (тираж более 700 тыс.) была единственной газетой, достаточно смелой для того, чтобы постоянно освещать судебный процесс и последовательно копать факты истории.
"В то время, когда трудящиеся Америки бросили все силы на поддержку антифашистских военных усилий, эти усилиям сдерживались международными картельными соглашениями крупного капитала", - пишут Р.O. Бойер и Г.M. Moрейс в "Нерассказанной истории рабочего движения".
Перевод с английского А.Арсеенко
По материалам "Рабочего Класса"